Научно доказано, что если дать человеку послушать два абсолютно одинаковых музыкальных фрагмента, отличающихся друг от друга только лишь громкостью, он выберет тот, который звучит громче. Всё дело в психоакустическом феномене - при прочих неизменных параметрах слушатели предпочитают громкую музыку.
Так появилась «война громкостей» (Loudness war), смысл которой заключается в постепенном увеличении громкости записываемой и распространяемой музыки в стремлении выделить свои записи на фоне остальных.
Это явление стало причиной ухудшения слуха у молодёжи, искажения звука и отсутствия динамического диапазона.
Термин «война громкостей» появился ещё в 1979 году. Роберт Орбан использовал его в своей статье, посвящённой чрезмерной динамической обработке, применяемой на радио - тогда в борьбе за рейтинг многие радиостанции использовали чрезмерное компрессирование и лимитирование фонограмм.
Преимущества LUFS
К счастью, с появлением LUFS ситуации, когда последующая композиция звучит гораздо громче предыдущей или наоборот, стали редким явлением.
К счастью, с появлением LUFS ситуации, когда последующая композиция звучит гораздо громче предыдущей или наоборот, стали редким явлением.
Что же такое LUFS? Это единицы измерения громкости звука, стандартный способ измерения звука, объединяющий воспринимаемую человеческим ухом громкость и истинную интенсивность аудиосигнала. LUFS даёт возможность устанавливать средние стандарты громкости для применения в кино, телевидении, радио и потоковых сервисах. И, несмотря на то, что у каждого аудиоприложения свои стандарты по шкале LUFS, такая функция, как нормализация громкости, позволяет различным аудиоматериалам иметь одинаковый средний уровень.
Без соответствия LUFS более низкий сигнал звучит намного громче. При сопоставлении LUFS даже формы сигналов, отличающихся друг от друга, имеют одинаковый видимый уровень.
Теоретически два музыкальных произведения с одинаковым уровнем LUFS должны звучать так, будто они находятся на одном уровне. Так и есть - они на самом деле звучат так, будто находятся на одном уровне, вне зависимости от показателей пиковых или RMS-измерений (об этом немного позже). Поэтому если вы микшируете и хотите согласовать уровни среди референсных треков, непременно нужно проверить и их LUFS значения (-5LUFS, -10LUFS, -15LUFS и так далее) - чем меньше отрицательное значение, тем выше средний уровень. Кстати, для теле- и радиовещания рекомендуемым стандартом является -23 LUFS.
Интересные факты:
- Громкость трека на стримминговом сервисе или при проигрывании с компакт-диска будет разной.
- Если установить более высокий средний уровень (-6 LUFS), к примеру, для клубного трека, при воспроизведении он будет иметь тот же воспринимаемый уровень, что и другая музыка.
- Если при создании трека и воспроизведении в авто (через USB-накопитель или компакт-диск) используются две и более редакции, -11.4 LUFS будет звучать мягче. Однако тут на помощь придёт «ручка громкости» - функция, позволяющая устанавливать уровень громким или мягким, сохраняя при этом динамический диапазон звука.
- Громкость трека на стримминговом сервисе или при проигрывании с компакт-диска будет разной.
- Если установить более высокий средний уровень (-6 LUFS), к примеру, для клубного трека, при воспроизведении он будет иметь тот же воспринимаемый уровень, что и другая музыка.
- Если при создании трека и воспроизведении в авто (через USB-накопитель или компакт-диск) используются две и более редакции, -11.4 LUFS будет звучать мягче. Однако тут на помощь придёт «ручка громкости» - функция, позволяющая устанавливать уровень громким или мягким, сохраняя при этом динамический диапазон звука.
Способы измерения уровня звука
Существует два основных способа измерения уровней звука. Это пики и RMS (Root Mean Square). Пик измеряет высочайший уровень, учитывая и кратковременный. RMS определяет средний уровень. В отличие от измерений истинного пика, RMS, как и LUFS, считывает постоянную громкость аудиовыхода, к тому же RMS (среднеквадратичное значение уровней электрического сигнала) более тесно коррелирует со слухом. Так, удар барабана имеет высокое пиковое значение, но устойчивый аккорд с высоким средним значением субъективно будет звучать громче даже в случае, если его пик не будет близок к ударным инструментам.
Существует два основных способа измерения уровней звука. Это пики и RMS (Root Mean Square). Пик измеряет высочайший уровень, учитывая и кратковременный. RMS определяет средний уровень. В отличие от измерений истинного пика, RMS, как и LUFS, считывает постоянную громкость аудиовыхода, к тому же RMS (среднеквадратичное значение уровней электрического сигнала) более тесно коррелирует со слухом. Так, удар барабана имеет высокое пиковое значение, но устойчивый аккорд с высоким средним значением субъективно будет звучать громче даже в случае, если его пик не будет близок к ударным инструментам.
Поэтому, как правило, чтобы выровнять громкость звука песен в одном альбоме, звукоинженеры нормализуют все дорожки до максимального пикового значения. Только вот это не всегда даёт нужный эффект - песня с более высоким средним уровнем в итоге звучит громче, чем остальные. Если же нормализовать громкость звука к значению RMS, пики могут выходить за 0 дб.
На сегодняшний день LUFS является наиболее точным способом измерения звука.
Одно из различий LUFS и пиковых или среднеквадратичных показателей в том, что средние частоты человеческое ухо воспринимает легче, чем низкие - человеческая речь находится именно в этом диапазоне (лучше всего воспринимаются частоты в диапазоне от 1 до 5 кГц) - эта и область отвечает за разборчивость.
Статья подготовлена по материалам сайта tract.media.