Новости Т-С
Новости Статьи

Комфортное звуковое пространство с Дигиспот для СОШ №80

Мы поддерживаем образовательные учреждения в стремлении прикоснуться к работе со звуком, изучить возможности радиовещания и запустить свои радиостанции. В марте 2023 года мы установили комплект ПО Дигиспот в ГБОУ СОШ №80 города Санкт-Петербурга.
О том, как школа пришла к созданию медиацентра и покупке Дигиспот, как устроен учебный процесс и какие у ребят творческие планы, нам рассказал Павел Аксютин, заместитель директора по информатизации в ГБОУ СОШ №80 города Санкт-Петербурга.
  • Павел, расскажите, как вы решились на такой масштабный проект, как создание медиакласса в школе?
Мы выиграли целевой грант и начали действовать. Для нас это стало возможностью закупить оборудование, а затем найти специалистов, которые помогли бы ребятам поработать с профессиональным оборудованием, аппаратными средствами. Мы закупили камеры, микрофоны, свет, системы ретрансляции звука, телевизоры, компьютеры. Из программных продуктов использовали те, которые доступны с закупленным оборудованием. Например, для монтажа мы работали с iMovie, хотя нам был доступен FinalCut.
  • А как у вас обстояли дела со звуком? Что использовали для этих целей до покупки ПО?
Раньше мы не очень много работали со звуком. Иногда нарезали так называемые радиолинейки, делали небольшие передачи с помощью простого ПО, например, Audacity. В этом случае мы просто пускали звук с компьютера, подключенного к старой системе звукового вещания. Сейчас мы её обновили, она стала цифровой, звук лучше, мы повесили больше колонок. В этот момент и появилась мысль автоматизировать процессы вещания.
  • Почему вы выбрали именно Дигиспот? Когда вы выиграли грант, у вас уже было что-то? Помещения, оборудование?
Конечно, мы начинали не с нуля, студия была построена еще до получения гранта. Мы просто докупили оборудование, которое не могли себе позволить раньше. Например, более профессиональные камеры, микрофоны, компьютеры - в общем, то оборудование, на котором всегда экономили и которого было недостаточно. После выигрыша гранта у нас появилась возможность выбрать то, чего нам не хватало.
  • Вы говорили, что со звуком работали в меньшей степени. А какие планы теперь? Что собираетесь вещать, может, программы какие-то делать, новостные блоки?
Уже давно у нас существуют пресс-служба и школьные СМИ. Когда-то это была бумажная газета, которую мы печатали, потом она переехала на платформу VK, где существует в виде группы под названием “Винегрет”.

Основное наполнение - это тексты, лонгриды, фото, иногда публикуются продукты, выпущенные нашей видеостудией. Сейчас звуковых продуктов нет. Но в нашей школе есть традиция - проводить радиолинейки. Это, по сути, тематические передачи, приуроченные к праздникам, памятным датам. В этих передачах ученики читают стихи, могут рассказать что-то в эфире школьного радио. Но надо понимать, что это редкие вещи, и я не уверен, что в этом направлении будет много радиопередач, которые можно будет выпускать в прямом эфире. И хотя у ребят есть некий образ, созданный в основном американскими фильмами, где показана веселая сторона школьного радио, я думаю, что в реальности этот образ не совсем совпадает. Безусловно, такое положение дел способствует развитию у ребят определённых амбиций, однако я с опаской отношусь к звуку, ведь важно сохранять в школе комфортную и безопасную звуковую среду.
Как пример: если от напечатанной рекламы можно отвернуться и не смотреть, то отгородиться от звука в общественном пространстве намного сложнее. Мы переживаем за то, что школьное звуковое пространство может стать некомфортным, поэтому пока не понимаем, насколько насыщенным будет наше вещание.
  • Было ли у вас какое-то звуковое сопровождение, помимо тематических радиолинеек, до того как вы решили установить себе профессиональное ПО?
Мы пробовали включать музыку по утрам, когда дети приходили в школу. Это была бодрая, энергичная музыка и можно было наблюдать, как дети заходят в школу хмурые, а потом их настроение улучшалось, на лицах появлялись улыбки. Ещё мы делали тематические дни, например, на день Святого Патрика у нас играла ирландская музыка.
  • Расскажите, как технически организован процесс привлечения детей к работе со звуком?
Дело в том, что сейчас у учеников 9 и 10 классов есть так называемый "индивидуальный проект". Это означает, что ребёнок может сам выбрать способ выражения себя. Несмотря на то, что мы - школа с углубленным изучением английского языка, мы направляем свои усилия на создание условий для развития медиажурналистики. Хотим сделать это для того, чтобы ребята могли развивать свои журналистские навыки. И если раньше акцент был на тексты, то теперь мы хотим постепенно подключать больше звука.
  • Какие возможности в выражении через звук будут интересны или уже интересны школьникам?
Сейчас подкасты испытывают своего рода Ренессанс, и часть ребят выбирает для создания своего проекта именно этот инструмент. Например, пригласить на подкаст учителя и поговорить о влиянии компьютерных игр на подростков. До появления Дигиспот целью было опубликовать полученный подкаст в нашей группе в VK. Однако теперь, если материал будет получаться лёгким, не нарушающим комфортное звуковое пространство школы, мы попробуем запускать его в эфир по школьному радио. И вот тут нам пригодятся Джинн и МАГ.
  • Какие ещё творческие планы вы готовите для ребят?
Пока надо понять и разобраться, что и каким образом работает, поэкспериментировать. Кроме того, важно помнить, от навязчивых текстов можно отвернуться, а от навязчивого звука отгородиться сложнее. И так как есть опасность создать звуком дискомфорт, перед запуском и тестированием нового формата коммуникации внутри школы нужно тщательно продумать все нюансы.

При этом мы хотим изучить работу с прямыми эфирами, но в «осторожном», пробном режиме. Когда слышишь фразу "прямой эфир", это, безусловно, звучит круто и воодушевляюще, но я думаю, что, на самом деле, это непростая задача. Поэтому начнем мы, скорее всего, с предзаписанных передач, где нет волнения от нахождения в режиме онлайн. Пока что я думаю, что прямые эфиры будут, скорее, редкостью, однако, всё может поменяться. На данный момент чёткого плана на вещание нет, так что будем пробовать и тестировать форматы.
  • Расскажите, все эти творческие проекты, студия - это факультативно и по желанию или есть какие-то специальные программы обучения?
Это всё по желанию - такого специального образования нет в принципе. Сейчас в школах есть несколько возможностей для дополнительного образования. Во-первых, это внеурочная деятельность - что-то среднее между уроками и кружками.

В рамках внеурочной деятельности у нас работает студия "Юный медиажурналист". Ребята приходят в студию, снимают мультфильмы, заставки для конкурсных работ, видео для праздников, футажи, работают с хромакеем. Со звуком, как я уже говорил, сейчас работают мало, но у школьников есть амбиции - многие ходят в музыкальные школы, поют, играют, а значит, всё впереди.

Скоро мы отремонтируем помещение, где можно будет записать звук, оборудуем его звуковыми кабинками, и ребята смогут показать результаты своего труда в школьном эфире.
Благодарим Павла Аксютина за рассказ и желаем ученикам ГБОУ СОШ №80 города Санкт-Петербурга творческих успехов и увлекательного учебного процесса с Дигиспот.